Что было после яхт класса “Л-6”? И что такое “Былина”?

Журнал “Катера и Яхты”, в 1976 году писал интересную статью, которая замечательно дополняет серию статей о крейсерских классах яхт советского времени (Статью про Л-6, Статью про Л-60, Польские яхты 80-90 годов, Картер 30 и замечательные CR-8(8mR)). Считаю, что пусть будет, как дополнение, которое одинаково интересно прочитать и новичкам, и опытным яхтсменам.

Судя по информации, которую я почерпнул из рассказов, книг, статей журналов, мне казалось, что проект “Былина” и проект “Алькор” – это разные проекты и “Былина” была одним из этапов превращения яхт класса “Л-6” в яхты класса “Алькор”, если верить статьям в “Катерах и Яхтах” того времени.

Однако, позволю себе заметить, что скорее всего, если смотреть на реальное положение вещей на ЛЭС, то начиная с постройки первых яхт класса “Л-6”, по нашей русской традиции, изменения вносились прямо на стапеле и конечно можно найти десятки различий между самими “шестерками”, уже не говоря про “Былину” и “Алькора”. Что уж говорить, яхты класса “Л-6” далеко не были близнецами. Дефекты в постройке, работа с “живым” материалом (я имею ввиду дерево, конечно), различная квалификация самих работников верфи и желания будущих капитанов строившихся яхт внести в проект своей будущей лодки изменения, которые, зачастую, нигде не отражались, делали свое дело… Но это уже совсем другая история, и так, вернемся к “Былине” и яхтам класса “Алькор”…

Яхта “Былина” была построена на год раньше “Алькора”, в июле 1975 г. и по информации, полученной мной от В. Манухина, автора книги «Морские яхты национального класса Л-6. История и современность», “Былина” была отдельным проектом. После “Былины”, ориентировочно в мае 1976 г., был так же построен “Эос” (у него есть заводская табличка, на которой указано IOR-III зав.№1, 1976 г.), а затем буквально через месяц-другой в июне-июле 1976 г., был уже построен первый “Алькор” (его зав.№ мне узнать не удалось, но я думаю, что это был №2) с которого, как считается, и началось серийное производство яхт этого типа, т.к. с лета 1976 г. Л-6м строиться перестали и на верфи уже начали закладывать серийные “Алькоры”. Прототипом для “Былины” был “Варяг”, построенный в 1974 г. Проект “Былины” и  “Эос” (типа “Былины”) практически ничем не отличались (изменилась проводка бакштагов и еще кое-что по мелочам, информация не уточнена). Отличия серийного “Алькора” от “Эос” тоже пока не известны. По мнению В. Манухина, серия началась именно с “Эос” (т.к. он имеет заводской №1), но в КиЯ была статья, посвященная яхте “Алькор”, поэтому после этой статьи все последующие яхты и стали называть типа “Алькор”. А про “Эос” ничего так и не писали (текст В.Манухина).

В статьях КиЯ так же была наведена путаница. Так, как я понимаю, ниже приведенная статья из КиЯ №60 (1976 г), названная “Крейсерско-гоночная яхта судоверфи ВЦСПС «Былина»,  явно описывает яхту типа “Алькор”. Однако оставим выводы на совести авторов статьи и рассмотрим ее с точки зрения истории строительства деревянных яхт в СССР.

Крейсерско-гоночная яхта с парусностью около 60 м2 давно уже стала наиболее популярным судном среди яхтсменов наших приморских городов. Классификация спортивных парусных судов, принятая в СССР как в довоенное время, так и в послевоенные сороковые, пятидесятые и шестидесятые годы, включала в себя крейсерские и крейсерско-гоночные яхты с парусностью 30, 45, 60, 80 и 100 м2. Некоторые из этих яхт строились небольшими сериями и постепенно, отслужив свой срок, исчезали. А «шестидесятки», даже довоенной постройки, яхтсмены любовно берегли, возвращая их к жизни капитальными ремонтами, иногда заменяя большую часть обшивки, закладку, набор. Собственно, на многих из них первозданным оставался только чугунный фальшкиль. А некоторые из яхт класса “Л-60”, построенные в 1939 г., еще участвовали (в 70-е года) в крейсерских гонках наравне с новыми современными (на тот момент) яхтами.

И сейчас яхты класса “Л-6” составляют основу крейсерско-гоночного флота любого морского яхт-клуба. Они же являют я наиболее многочисленной стартовой группой в таких гонках, как Кубок Балтики и Черного моря. (представляете, это было написано в 1976 году, однако на данный момент, в 2019 году, в Санкт-Петербурге это такая же данность, как и в 1976. Что это? Сохраненная национальная гордость или отсутствие развития парусного спорта за 43 года?)

В чем секрет такой живучести и популярности этого класса яхт? Очевидно, благодаря удачно выбранным размерениям и соотношениям элементов яхта хорошо сочетает ходовые и мореходные качества, а также достаточно обитаема для плавания по Балтийскому и Черному морям. На «шестерках» развитию класса “Л-6” во многом способствовала организация в начале шестидесятых годов серийного производства этих яхт на Ленинградской судоверфи ВЦСПС по проекту, разработанному талантливым яхтенным конструктором А. П. Киселевым. За 12 лет (до 1976 года) было выпущено почти сто яхт этого класса. «Шестерки» успешно конкурируют на международных гонках в ГДР и Польше с зарубежными яхтами аналогичных размерений. Правда, в последние годы яхтсмены повысили требования к обитаемости яхты, стали высказывать претензии и к трудности управления яхтой на курсе фордевинд при попутной волне (Что ни говори, а на фордевинде, да еще на попутной волне метра 2, рулевой “шестерки” должен был прикладывать не малую сноровку и силу рук).

Поэтому создание нового судна в тех же размерениях, которое при улучшенной мореходности и обитаемости не уступало бы яхте класса “Л-6” по ходовым качествам, было не простой задачей для коллектива Ленинградской судоверфи.

В 1968 году был разработан проект, предусматривавший некоторое увеличение высоты надводного борта (на 50 мм), плавниковый фальшкиль, установку руля отдельно от фальшкиля, установку триммера, улучшение обитаемости. Но этот проект остался на бумаге. Техсовет верфи при участии яхтсменов решил: менять обводы не надо. Ограничились полумерой — увеличили высоту борта на 60 мм, изменили планировку каюты.

Следующим этапом была разработка проекта, предусматривавшего при сохранении теоретических обводов корпуса создание более мореходной яхты гладкопалубного типа (без рубки). Высота борта на миделе была увеличена на 300 мм

Технический совет верфи при участии яхтсменов не одобрил и этого проекта модернизации яхты, и он тоже не был бы реализован, если бы за такую перестройку не взялся экипаж уже готовой яхты. Кстати сказать, ходовые качества яхты после перестройки не ухудшились (она называется «Гренада» и принадлежит таллинскому яхт-клубу).

В 1971 г. при очередной модернизации была перераспределена площадь парусов — увеличен стаксель и укорочен грот по гику на 500 мм. Центровка яхты улучшилась. В остальном серийная постройка яхт шла без особых изменений.

Еще два года потребовалось, чтобы решиться на новый опыт — разработку эскизного проекта яхты «Варяг», предусматривавшего постройку новой яхты на стапеле, который использовался для изготовления серийных яхт “Л-6” с минимальными отступлениями от существующих лекал и оснастки.

«Варяг» отличался от серийной «шестерки» формой фальшкиля, имеющего меньшую смоченную поверхность, рулем, установленным на отдельном плавнике, с баллером, поставленным вертикально, увеличенной шириной корпуса в надводной части на миделе, при сохранении в общем характерных для Л6 носовых и кормовых обводов. Свинцовый фальшкиль должен был увеличить остойчивость «Варяга» по сравнению с серийными «шестерками», на которые ставился чугунный фальшкиль.

Строилась яхта весной 1974 г. в большой спешке, проект дорабатывался уже в процессе постройки, древесина закладки, набора и обшивки не успела пройти соответствующей выдержки. Даже без пробного выхода, обкатки и настройки новая яхта сразу же пошла на гонки Кубка Балтики под командованием опытного гонщика — мастера спорта А. Коновалова. «Варяг» не был ни на одном этапе гонок первым, но по окончании гонок получил специальный приз — «Хрустальный кубок» редакции сборника «Катера и яхты» за лучшую фактическую скорость прохождения маршрута гонок.

После многочисленных бесед с А. Коноваловым и другими членами экипажа «Варяга», капитанами других яхт, наблюдавших за «Варягом» в гонках, были проанализированы основные результаты гонок, явившихся фактически его ходовыми испытаниями.

Яхта оказалась очень чувствительной к изменению дифферента. Достаточно переместиться одному человеку, как она заметно теряет скорость.

В слабый ветер «Варяг» проигрывал «шестеркам», при ветре свыше трех баллов не уступал им, а на лавировке шел круче, по испытывал склонность приводиться к ветру — «лежать на руле». На попутной волне «Варяг» шел спокойнее, чем яхта “Л-6”.

Таким образом определились направления дальнейшей работы над проектом новой яхты, намеченной к постройке в 1975 г. В этом проекте по сравнению с серийной яхтой “Л-6” предусматривалось более равномерное распределение водоизмещения по длине яхты, удлинение действующей ватерлинии примерно на 600 мм, увеличение наибольшей ширины на 200 мм, высоты борта и осадки на 100 мм. Одновременно увеличивались размеры переднего парусного треугольника (основание и высота увеличены на 0,4 м). Гоночный балл не должен был превысить 8,84 м — нижнего предела для II класса IOR.

Значительно улучшалась обитаемость за счет увеличения внутреннего объема. Количество постоянных спальных мест увеличилось с 5 до 7. Палуба и кокпит стали просторнее и удобнее для работы экипажа.

Головной образец яхты «Былина» был спущен на воду в июле 1975 года. Яхта построена с обшивкой из кедра, чугунным фальшкилем, парусами из отечественных парусных тканей и деревянным рангоутом. Корпус «Былины» имеет сильно заостренные носовые обводы, укороченный кормовой свес, полные кормовые обводы и руль с вертикальным баллером, установленный на плавнике отдельно от киля.

Рубка имеет минимальные размеры, обтекаемую форму; она выклеена целиком без набора. Для спасательного плота предусмотрено специальное место, так что плот не выступает над комингсами и не загромождает палубу. А если плот не берется в снабжение яхты, то кокпит увеличивается за счет этого помещения.

Увеличенные размеры переднего треугольника позволяют нести передние паруса — стакселя и спинакеры большей площади. В комплект входят 11 различных парусов. Серийные яхты этого типа предполагается комплектовать значительно большим количеством предметов снабжения, чем “Л-6”. Экипаж яхты будет получать необходимый штурманский инструмент, бинокли, спасательные средства, постельные принадлежности, непромокаемые костюмы и т. д.

«Былина» была построена для яхтсменов Военно-морской академии. Экипаж яхты составлен из гонщиков, не плававших ранее на «шестерках», но приложивших большое старание и энергию для того, чтобы освоить яхту и приобрести гоночный опыт.

Начиная с самых первых гонок, моряки с «Былины» упорно держались в лидирующей группе, идя наравне с лучшими гоночными «шестерками», которыми управляли опытные капитаны и экипажи.

 

Положительным фактором в доводке построенной яхты явилось также то, что была возможность провести ходовые испытания, позволившие сразу же наметить пути улучшения и доработки конструкции для серийной постройки, определить достаточно полно маневренные элементы, характер поведения на различных курсах относительно ветра и волны, при различной силе ветра и состоянии моря.

Сейчас уже можно сделать предварительные выводы по яхте нового проекта. Яхта не уступает по ходовым качествам классу “Л-6”, обладая лучшей мореходностью. Она хорошо управляется на всех курсах с минимальными усилиями на румпеле. «Былина» очень мягко идет на волне, не теряя хода, имеет меньший крен, чем “Л-6” в равных условиях. Яхта более комфортабельна в походе и удобна для работы экипажа на гонках.

Вооружение и оборудование яхты хотя еще и нуждается в совершенствовании, но более отвечает современным требованиям.


Comments:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *