Крейсерско-гоночная яхта 8mR. Чем обязаны?

В мае 1908 года секретарь международного яхтенного союза (IYRU) писал: «Сейчас во всех странах Европы правила
парусных соревнований единообразны. А ведь еще несколько лет назад по всюду царил безнадежный хаос. Разные системы расчета и классификации, разные программы правил парусных соревнований окружали нас и обыкновенному яхтсмену было неизмеримо сложно разбираться во всем этом. Разные районы моря, различные конструкции яхт и разные правила соревнований не способствовали желанию делать попытки участвовать в соревнованиях далеко от дома. Сегодня мы исправили это. В 1906 году, на двух конференциях в Лондоне, были согласованы единые правила измерения. В том же году, в Берлине, оставшиеся детали правил были согласованы. Яхтсмены, собравшиеся в Лондоне, были полны энтузиазма в связи с их успехом и решили встретиться в Париже и договориться о единых правилах гонок. Соответственно, уже в октябре 1907 года, были приняты единые правила парусных соревнований, и был образован Международный Яхтенный Союз, в который вошли все морские государства Европы, заинтересованные в яхтинге.» 

Этот небольшой абзац, прочитанный мной на странице Международной ассоциации яхт класса 8mR на самом деле являет собой очень важный шаг, возможно даже прыжок, вперед в международном парусном спорте, да и в парусном спорте в целом – начиная с него появилась единая формула обмера яхт примерно равных по размерам, но различных по конструкции, которая позволила подвести черту под разномастными правилами, классами яхт с кучей своих особенностей и неизвестных переменных, с которыми сталкивались и судьи, и сами спортсмены при проведении соревнований. Данное событие непосредственно повлияло и на Российские национальные классы яхт из которых мы, на сегодняшний день, знаем лишь один – яхты национального крейсерско-гоночного класса «Л-6».

После 1908 года формула “метра”, как ее окрестили, поменялась еще дважды: 

  • 1907 – 1919:  Действовали первые международные правила;  
  • 1919 – 1933:  Действовали вторые международные правила;
  • 1933 –  н.в.:   Действуют третьи международные правила.

За это время многое поменялось, в России произошла Революция, Первая и Вторая мировые войны сотрясли мир, однако яхты, построенные с учетом этих формул, сохранились, реставрируются и даже продолжают строиться на на верфях по сей день.

По этим правилам строились не только 8mR, были и 6mR, и 12mR. Но мы посмотрим на 8mR, как на очень типичного представителя того времени. Яхты класса 8mR могут весьма отличаться друг от друга. С гафельным вооружением и бермудским, круизные и классические гоночные, современные и довоенной постройки — все можно найти среди них. Сами яхты могут быть совершенно разномастны, однако их всех обьединяет одно правило:

Его цель – дать возможность объединять в соревнованиях яхты примерно одного размера, но разного дизайна, без применения сложных гандикапов и временных штрафов во время соревнований.

Что ни говори, а у них это получилось замечательно! Класс этот вышел очень сбалансированным. Не слишком большой, не слишком маленький, великолепный ходок под парусами и прекрасно выглядящий. Проектирование яхты по R-формуле один из журналистов из журнала “Classic boat” сравнил с приготовлением пищи:


Чтобы понять, как формула работает, представьте себе, что у Вас есть 6, 8 или 12 фунтов, которые можно потратить. От Вас зависит, как это сделать, но Вы знаете, что есть оптимальная комбинация, имеющая лучший вкус (ходовые качества). То есть, если Вы больше потратите на лук (L или длину), тогда вы купите меньше картошки (S или площадь парусов), и наоборот.

Те, кто придумали правила, достаточно умно подталкивают Вас к тому, чтобы Вы могли сделать что-то “съедобное”. Умножая кетчуп (d — цепная линия) на 3 они хотели сказать, что его не должно быть слишком много. С другой стороны, риса F (высота надводного борта) можно брать сколько угодно, но все знают, что рис в слишком большом количестве не улучшает вкус.

Делитель в знаменателе не означает ничего. Он может быть равен 3, 4 или 153. Просто тогда 6-метровик станет 4-метровиком, 3-метровиком или 0.078-метровиком.

Эта формула дополняется специфическими правилами, такими, как конструкция мачты, размещение или количество экипажа. Таблица пересчетов толщин материалов применяется для того, чтобы быть уверенным, что лодка соответствует правилам Ллойда.


Современная формула “метра” выглядит следующим образом: Где:
R = Рейтинг
L = Длина по ватерлинии (LWL)
d = Цепная линия
S = Площадь основных парусов
F = Высота надводного борта

Результат был очень удачным, что и предопределило его развитие, участие в Олимпийских играх, да и вообще существование яхт этого класса по сей день! Каждый год проводится множество соревнований во многих странах, существует даже целый Чемпионат мира в классе 8mR.

Австралия, Канада, США, Южная Америка, Италия, Алжир, Юар, Сардиния, Испания, Португалия, Франция, Великобритания, Швейцария, Германия, Бельгия, Голландия, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия и Россия – вот не самый полный перечень стран, в которых так или иначе есть флот 8mR.

 

Например, по информации EIGHTM@IL (непериодический Бюллетень международной ассоциации класса 8mR), на 2007 год, кроме основного флота 8mR:

  • Строится новых современных яхт 8mR: 5 корпусов
  • Строится новых копий классических яхт 8mR: 4 корпусов
  • Находится на реставрации классических яхт 8mR: 26 корпусов

Ядро мирового флота 8mR составляют примерно 70 классических яхт (до 1967 г. постройки)

В выпущенном в 2007 г. “Регистре яхт класса 8mR” насчитывается 174 яхты, при этом ежегодно 7–9 яхт находились в постройке или реставрации. При том условии, что это достаточно серьезные яхты, которые были одним из из самых крупных классов среди своих олимпийских собратьев, цифра в 174 яхты выглядит более чем внушительно.

В настоящее время существует даже не одна, а несколько Ассоциаций яхт связанных по этой формуле обмера, такие например, как: Международная Ассоциация 8-ми метрового класса яхт, Британская Ассоциация 8-ми метрового класса яхт, Североамериканская Ассоциация 8-ми метрового класса яхт, Финская Ассоциация 8-ми метрового класса яхт. Увы, Российской ассоциации “метровых” классов нет, не смотря на то, что в Wikipedia есть обратная информация. На настоящее время в РФ есть только одна лодка 8mR “Astra II”.

В общем и целом, картинка вырисовывается красивая и в прошлом, и в настоящем, и в будущем! Люди занимаются нужным делом, класс благородный, “кругом одни джентельмены”, красавицы яхты… выпускают даже EIGHTM@IL (непериодический Бюллетень международной ассоциации класса 8mR)! Однако, каким образом, спросите Вы, вся эта радость респектабельной парусной жизни относится к нам обыкновенным и парусному спорту в нашей стране, кроме конечно одной яхты класса 8mR под Российским флагом (Astra II)? На самом деле, достаточно прямо относится. Все очень просто…

Возможно если и не сами яхты класса 8mR, то сама их формула по которой они были сконструированы и строились, но так или иначе: “Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то я смотрю – у меня на морде – белое пятно.(с) Собачье сердце

Мы не будем брать дореволюционную ситуацию и даже довоенную, это отдельный рассказ. Ограничимся тем, что яхты в “метре” были и в России до Революции, о чем писал Российский парусный союз еще в 1914 году.

Однако перелистнем несколько десятилетий… В 1958 году, по разным источникам из-за разных причин, но было принято решение о том, что крейсерско-гоночным яхтам в СССР быть. Яхт “малых” классов, олимпийских, швертботов и всяких других яхт дневного и прибрежного плавания уже было построено достаточно, а вот с яхтами, способными не только на короткие дневные гонки, но и на серьезные крейсерские плавания, в том числе и спортивные… было, как говорится, “не очень”! Но что выбрать? Какую яхту строить? Техническое задание, которое было составлено, говорило о том, что яхта должна обладать характеристиками, которые были весьма похожи на характеристики яхт “метровой” формулы. Да и цель – возможность строить большие лодки достаточно свободного класса, которые могли бы гоняться без гандикапа привлекала. 

Однако при детальном сравнении, не смотря на их схожесть, яхты в “метре” разительно выбивались своей стоимостью постройки. И мы можем понять почему – по правилам класса, все яхты должны были быть построены под надзором Ллойда или организации, им уполномоченной. К тому же, жесткие требования к материалам для постройки и технологиям не позволяли делать «упрощений». Все это увеличивало себестоимость и так не самого дешевого «инвентаря» в разы. А стране нужны были лодки! Не одна лодка, не 10, а сотни..

Выход, естественно, был найден! Базируясь на проектах яхт довоенной постройки, проектов Л-6 и Л-60, построенных еще до войны, изучая обмерную формулу “метровых” яхт, и опыт их постройки в Европе, Н.В. Григорьев разработал прототип советской CR-8,а Т.И. Киселев(однофамилец А.П. Киселева), работая еще в Центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ), оформил по нему конструкторскую документацию. 

Надо заметить, что проект хоть и был сделан в рамках правил международного метрового класса IMR, а именно подогнан под формулу класса 8mR, но существенно отличался от классического “восьмиметровика”. На Таллинской верфи было построено всего несколько яхт по проекту CR-8. Серии не получилось, т.к. в 1962 г. на всесоюзном уровне было принято решение доработать проект яхт “Л-6”, построить головную яхту, испытать ее, доработать, при необходимости сам проект, и пустить в большую серию именно яхту А.П.Киселева, а не CR-8.

Из построенных яхт CR-8 известны “Радуга” и “Балтика”. Они обе  изначально базировались в Риге. Позже, “Балтика” оказалась в Калининграде. Гонялись эти две яхты на “Кубках Балтики” вместе с “шестерками”, но в призы попали лишь один раз,в 1972 г., когда “Радуга”, заняла III место в группе яхт класса “Л-6”.

Практика показала, что Л-6 оказались быстроходнее CR-8 проекта Н.В.Григорьева. Ну а с “классическими” “восьмерками” “шестерки”, увы, никогда не гонялись.

Не смотря на все вышесказанное, и не смотря на то, что серьезной серии у CR-8 не получилось, нельзя не заметить, что в 50-60е года, этот проект боролся на равне за право занять то место, которое в 1963 году занял проект Национального класса крейсерско-гоночных яхт “Л-6″…, а значит, что яхты “8mR”, опосредованно, сами или через “CR-8”, но все же оказали влияние на яхты класса “Л-6” 

Европейский опыт постройки яхт, спроектированных по обмерной “метровой” формуле, показал, что существующие правила позволяют создать вполне современную крейсерную яхту этого класса, которая с успехом может участвовать не только в классных гонках, но и в гандикапе.

Яхта, спроектированная в Центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ) Н.В. Григорьевым, в соавторстве с Т.И . Киселевым, имеет следующие основные характеристики:

Надстройка имеет клееные комингсы и фанерную крышу. Рангоут яхты (деревянный, клееный, коробчатого сечения) поддерживается стоячим такелажем из нержавеющей стали.

На яхте имеется пять спальных мест стационарного типа: три — в салоне и два — по бортам в районе кокпита.

Камбуз, расположенный в носовой части надстройки, оборудован двумя газовыми горелками на карданном подвесе. Газовые баллоны размещены под кокпитом. Гальюн и умывальник находятся между салоном и камбузом.

Штурманский стол расположен у входа в рубку в приподнятой части надстройки.

Кокпит — самоотливной с поперечной банкой для компаса и погона гика-шкотов.

Яхта снабжена осушительным ручным насосом с коллектором, естественной системой вентиляции (с приемниками
типа «Дорадо», предохраняющими от попадания воды), электрическим освещением, водяной системой (с цистерной емкостью 126 л) и холодильником.

На яхте возможна установка вспомогательного двигателя мощностью 6—15 л. с.

Конечно, ни каком на Ллойде и его надзоре речь уже не шла по разным причинам, как финансовым, так и политическим, да и преимущества культивирования именно национальных судов были очевидны:

  • Постройка из доступных отечественных материалов;
  • С применением действующих в СССР на тот момент ГОСТ-ов;
  • Применение более дешевых и известных на верфях СССР методов и технологий;
  • Строительство яхт под надзором, не зависимым от Английского Ллойда, по правилам классификации, которые создаются и регулируются в СССР.

Кроме этого, как мы уже отметили ранее, для “восьмерок”, кроме более сложных технологий и дорогого оборудования,  нужно было импортировать материалы, применяемые для их постройки за границей: красное дерево (для бортовой обшивки и надстроек); орегонскую сосну или тик (для палубы); спрус — канадскую ель, обладающую наряду с малым объемным весом высокими механическими свойствами (для рангоута); специальные ткани более высокого качества и специальной обработки — дакрон и нейлон. 

Все это вместе взятое совершенно не подходило под идею “массовости” и требовало “своего” подхода, который и привел, через некоторое время, к появлению вместо CR-8, все же еще имеющего отношение к формуле 8mR, а другого проекта, уже А.П. Киселева, который и вошел в нашу историю, как Национальный класс крейсерско-гоночных яхт “Л-6″…

Примечание: Материалы взяты из журнала “Катера и яхты”, “Капитан-клуб”, сайтов www.8mr.org и www.8mr.spb.ru, а так же при консультации Вадима Манухина, мнение которого очень важно для автора. Мнение же автора, высказанное в данной публикации не является официальным мнением какой-либо организации или издания. По своей сути это лишь выводы на основе той или иной информации, которой владеет автор на момент публикации. 

Comments:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *