Ножей в мире придумана масса, но каждый из них направлен на выполнение своих функций, и конечно же, для моря, моряков, флота, парусного спорта и людей, которые не мыслят себе жизнь без всего этого есть специальные их модификации. Итак, встречаем, “Парусный” нож или “Яхтенный” нож или как его еще называют “Боцманский” нож…
Вы ступили на борт яхты – у вас на поясе обязательно должен быть нож! И не только потому что вы можете упасть за борт, запутавшись в веревках. Или наступить во внезапно затянувшуюся петлю спинакер-шкота. Хороший парусный нож может быть незаменим в тысяче ситуаций. И однажды он может спасти вашу жизнь!
В настоящее время можно купить ножи разных фирм, их выпускают как GILL, OSCULATI, MYERCHIN и т.п., их много, в целом подойдет любой, лишь бы был надежен и просто нравился владельцу.
В прежние времена ни один моряк не обходился без ножа. Нож для него всегда был предметом особой гордости и незаменимым помощником. Многие работы, выполняемые на парусном судне, были просто немыслимы без него. Для того, кто постоянно имел дело с такелажем, нож был привычен и необходим.
Старый “Шеффилдовский” нож
До того, как в XIX веке на многих судах и флотах некоторых стран стали вводить запреты на длинные ножи с острием, обычный «носимый» набор инструментов моряка включал хороший нож и свайку. Ножом резали концы, рубили троса, кроили парусину, а свайка была необходима при очень большом количестве самых разнообразных такелажных работ, которые на парусниках происходят постоянно. Часто для двух этих инструментов делали разные отделения в одних ножнах. С появлением запретов, призванных, по-видимому, лишить матросов возможности ношения холодного оружия, ножи поначалу стали приобретать специфическую форму, становясь узкоспециальными, со скругленными носами, а потом и вовсе были заменены «складнями» самых разных типов. Кстати, для наименования та кой скругленной формы кончика лезвия ножа нашлось специальное словечко – sheepfoot «овечье копыто».
Со временем нож остался в арсенале лишь тех специалистов, которым был по-прежнему необходим: боцманов и такелажников. Входил он и в состав комплектации спасательных и рабочих шлюпок. Именно отсюда пошли названия: «боцманский нож», «шлюпочный нож», «такелажный нож». Кроме того, нож остался в почете на парусных яхтах, и появилось еще одно словосочетание – «яхтенный нож». Все эти ножи остаются по-прежнему морскими.
Большинство современных складных мор ских ножей так или иначе являются потомками ножа, известного коллекционерам как Pattern 6353/1905, который был принят для служебного пользования на британском военном флоте в 1905 году и получил широкое распространение. Их массово выпускали английские заводы в Шеффилде. Это был достаточно крупный нож с большим клинком, имеющим скругленный обушок, и внушительной свайкой. Собственно сам этот нож был очень похож на более ранние модели, выпускаемые на тех же заводах в XIX веке. Скоро на основе этого ножа появилось достаточно много моделей, адаптированных для гражданского рынка, а также для британской армии.
По его образу и подобию и сегодня выпускают много складных ножей для моряков. Все то же лезвие для разрезания концов и свайка для такелажных работ, а вот дополнительные инструменты могут варьироваться: на некоторых есть консервный нож, на многих появился такелажный ключ для работы с мочками, такелажными скобами. Со временем нож стал более миниатюрным и компактным. Из потомков этого ножа наиболее известной стала трехпредметная модель, которой снабжали военных моряков стран НАТО.
Нож для моряка был всегда предметом гордости, он во многом характеризовал своего владельца и нередко его усилиями превращался в произведение искусства. Часто рукоять морского ножа покрывалась затейливой резьбой и другими декоративными элементами. Родилось даже целое направление – scrimshaw – декоративная резьба по кости, представляющая собой штриховой рисунок, заполненный пигментом. Отдельного рассказа могут быть удостоены темляки морских ножей – моряки всегда были большими мастерами плетения всякого рода.
Советский шлюпочный нож
Входил в обязательную комплектацию спасательных плотов и шлюпок. Серьезный двухпредметный инструмент. Толстый клинок этого ножа позволяет успешно рубить растительные тросы большого диаметра. Свайка прочная и удобная в работе. Фиксации нет, но пружины очень тугие. Щеки рукояти делались из бакелитового текстолита красно-коричневого цвета. Благодаря большой толщине и весу этим ножом очень удобно оббивать сплесни, да и вообще он очень хорош при такелажных работах. Один из самых любимых в моей коллекции, хорошо держит заточку, но требует постоянного ухода: углеродистая сталь легко покрывается ржавчиной, и поэтому чистка этого ножа – обычное и привычное дело.
Советский боцманский нож
Заводы г.Ворсма, что под Нижним Новгородом, издревле занимались производством ножей. В советское время это производство удалось сохранить, и там выпускалось большое количество ножей самого разного назначения, в том числе и специальных. Среди них – боцманский нож. Он имел достаточно традиционную для подобных ножей комплектацию: свайку, клинок, консервный нож и плоскую отвертку. Накладки на рукоятке изготавливались из пластмассы ярких цветов, чтобы нож был заметен. Встречаются экземпляры с фиксацией лезвия, есть без нее. Свайка чаще круглая, но бывают модели и с плоской. Некоторые ножи имели короткую неубирающуюся отвертку на конце рукоятки. Выпускались на заводе «Красный Октябрь». Говорят, ныне эти ножи являются коллекционной редкостью.
Немецкий морской нож
Этот нож, изготовленный в Золингене, с прямым, скругленным к концу клинком, является потомком настоящих морских ножей. Отличная заточка, достаточно толстый обушок клинка, удобная и красивая деревянная ручка, кожаные ножны – таким и видится настоящий морской нож.
Швейцарский яхтенный нож
«Аlinghi 176» (так называется модель) – это качество знаменитого
швейцарского производителя и яхтенная специализация всех включенных в нее 15 предметов.
Современный боцманский нож компании «Саро/Ворсма» и Комплект «Offshore System» американской компании «Myerchin»
На мой взгляд, отношение многих современных яхтсменов к морскому ножу как к какому-то морскому анахронизму совершенно неоправданно. А, впрочем, насущную необходимость в нем сложно определить за неделю чартерного плавания. Кто там будет заниматься такелажными работами? Свайку нынче многие называют шилом, а уж о работе с этим инструментом имеют весьма отдаленное представление. Другое дело – длительное крейсерское плавание. Время, когда ты должен сам заботиться об автономии своего судна и делать самостоятельно многие обычные в морской практике вещи, а не искать специалистов «техподдержки», Сколько раз на яхтах, совершивших по-настоящему дальнее плавание, взгляд фиксировал ножи, по-штатному раскрепленные на носовом релинге, у мачты, в кокпите, что называется, под рукой ….
Морской нож эволюционирует. Современные материалы, технологии, способы заточки, новые формы режущих кромок – все это отражается на их новых моделях. Специальные «безопасные» ножи для надувных плотов, универсальные «складни», «работяги» и коллекционные модели …
В нашей стране морские ножи по-прежнему изготавливаются. Компания «Саро/Ворсма» выпускает нож «Боцманский» со свайкой и фиксируемым клинком; есть любопытная модель под названием «Боцман» у компании «Нокс».
Из продукции зарубежных фирм нельзя не отметить американские ножи компании «Муегchin», специализирующейся на изготовлении именно морских ножей. К слову сказать, в любом каталоге оборудования для яхт найдется несколько интересных моделей. Выпускают морские ножи и в качестве памятных подарков. Как здесь не упомянуть о ноже, который создала в 2007 г. команда «Alinghi», представлявшая Швейцарию на 32-м Кубке «Америки», совместно со швейцарской фирмой «Wenger».
Хороший морской нож не может оставить равнодушным. Он отлично приспособлен для свойственных ему задач и поэтому незаменим.
Мне, например, по душе пришелся: MYBW300 Myerchin Offshore Folder
По материалам: Sailing World и Capitan Club
[hr top=”0″ bottom=”18″ /]
Comments: