VENDEE GLOBE 2016 (11 фото)

Немного из истории регаты

Автор: Парфенюк Стас.

6 ноября, 2016 года, в акватории провинциального Ле Сабль д’Олон ровно в 12.00 WЕТ (Western European Time) стартует изнурительнейшая гонка одиночек — Vendee Globe 2016-2017. Проводимая ассоциацией IMOCA раз в 4 года, это уже восьмая по счёту кругосветка. И мы, конечно же, не оставили её без внимания. Но для начала — о предыстории и правилах гонки, некоторых моментах прежних семи регат.

SYNERCIEL - IMOCA - VENDÉE GLOBE 2012 - SKIPPER: JEAN LE CAM (FRA) PHOTO : VINCENT CURUTCHET / DARK FRAME / SYNERCIEL
SYNERCIEL – IMOCA – VENDÉE GLOBE 2012 – SKIPPER: JEAN LE CAM (FRA) PHOTO : VINCENT CURUTCHET / DARK FRAME / SYNERCIEL

«Формат»
Старт и финиш – в Ле Сабль д’Олон, прибрежном французском городке. Дистанция: спустившись Атлантикой к югу, повернуть на восток и, огибая Антарктиду, миновать мысы Доброй Надежды, Люин и Горн, после чего взять на север и тем же Атлантическим океаном вернуться в исходную точку. Итого ~25 000 морских миль. Время старта (первая половина ноября) выбрано так, чтобы Южный океан яхтсмены проходили «летом». Особый момент – т.н. «ледовые ворота», которые организаторы расставляют вдоль «трассы», начиная с пятой гонки: благодаря им, яхтсмены уже не смогут «срезать углы», спускаясь в опасные воды плавучих льдов.
Регата – 100% «одиночка», поскольку любая помощь извне означает здесь автоматическую дисквалификацию. Судите сами: в течение гонки яхтсменам запрещено принимать вертолётные «передачи», любые информационные радиосообщения (кроме специальных метеосводок), швартоваться в море к другому судну, становиться в док или к причальной стенке (исключение – первые 10 дней после старта: только в этот период яхта может быть отремонтирована в порту и снова продолжить гонку). Список же того, что «можно», очень лаконичен: можно становиться на якорь, получать по радио консультации медика, вызвать спасателей в случае какого-либо ЧП…
«Ванде Глоб» – чрезвычайно сложная и опасная гонка, требующая от яхтсмена незаурядного мастерства и полной отдачи сил. Потому претендент на участие в ней должен отвечать следующим ограничениям:

  • финишировать в любой из предыдущих Vandee Globe (!!!);
  • финишировать в любой трансокеанской одиночной гонке, но непременно на той же IMOCA 60, что заявлена к участию в настоящей гонке;
  • выполнить квалификационный переход через океан дистанцией не менее 2,5 тысяч миль, со средней скоростью не менее 7 узлов.

И, даже несмотря на столь жёсткий отбор, перед регатой все участники обязательно проходят медицинскую подготовку и курсы выживания в море.
Из-за экстраординарных дистанции и сложности гонки к участию в ней допускаются исключительно яхты класса Open 60, регулируемые IMOCA. 60-футовый корпус, 100-футовая мачта, 6…9 т водоизмещения и до 600 «квадратов» парусности (на полных курсах).
Надо заметить: жёстко ограничены лишь габариты и парусное вооружение IMOCA 60, в остальном же возможны вариации (на то они и «оупен»). Кстати, все заявляемые на гонку лодки (независимо от их участия/неучастия в прежних Vendee Globe либо других трансокеанских регатах) перед стартом тестируются на соответствие жёстким требованиям Ассоциации. В частности, перевёрнутая на 180 градусов яхта обязана самоспрямляться – без этого путь в Vendee Globe ей заказан!

main_parcours_2012

«История»
Вообще-то первую в истории парусного спорта нон-стоп кругосветку организовали и выиграли англичане (Golden Globe 1968-69), когда из 11 стартовавших до финиша добралась лишь одна (!) яхта.
Увы, ту гонку сейчас мало кто вспомнит: романтика давно уж не в моде*. Зато во Франции аналогичная идея возрождена на качественно новом уровне, и Vendee Globe сегодня – одна из престижнейших в мире регат. Почему так?! А всё просто: один и тот же маршрут, те же правила (мелкие поправки не в счёт), неизменные место и время старта – чем не брэнд?!. Результат – седьмая гонка, всё растущие популярность и призовые регаты.
Гонка названа так по имени французской провинции Ванде, где берёт начало и завершается петля кругосветки. Первая Vendee Globe стартовала 26 ноября 1989 года, за что огромнейшее спасибо Филиппу Женто (Philippe Jeantot) – идейному вдохновителю и организатору нон-стоп кругосветки. Надо заметить, это настолько незаурядная и неотъемлемая от Vendee Globe личность, что тут парой слов не обойдёшься (подробнее о Женто и основанной им регате – на отдельной плашке).

*«…дежурившего офицера на танкере «British Argosy», стоявшего в гавани Кейптауна, испугал неожиданный удар о борт. Офицер вышел из рубки и увидел идущий на его танкер парусник. В бинокль разглядел: стальной кеч «Joshua», на палубе стоит мужчина с длинными волосами и бородой, одетый, как индийский отшельник, и раскручивает пращу… «Какой-то сумасшедший!», – мелькнуло в голове у моряка. И тут же что-то громыхнуло о палубу. Офицер поднял маленькую жестяную коробку, пущенную пращой незнакомца, где обнаружил клочок бумаги с сообщением: «Мыс Горн пройден 5 февраля, сегодня 18 марта. Дальше я пойду к островам в Индийском океане, так как в море я чувствую себя счастливым. А может быть, пойду для того, чтобы спасти свою душу. Отправитель – Бернар Муатисье».
Так что, не сверни тогда Муатисье с дистанции (а он лидировал с солидным отрывом), итог Golden Globe 1968/69 мог бы быть совсем другим… Вот вы скажите, сейчас такое возможно?!!

Итак, на старт Vendee Globe 1989 заявилось 13 гонщиков (максимум по тогдашним правилам). В основном всё французские яхты (11), что и понятно – гонка новая, в мире никому не известная…
Жан Ив Терлен («UAP 1992», Франция) и Берти Рид («Grinaker», ЮАР) сами сошли с дистанции, перевернувшегося Филиппа Пупона («Fleury Michon») спас от переохлаждения Луи Пейрон, позже продолжив гонку…
10 яхт благополучно добрались до финиша, но лишь семь из них получили зачёт (что интересно, все – французы) – остальных дисквалифицировали за нарушение правил гонки. Победил Титуан Ламазу (Titouan Lamazou): 109 дней 8 часов 48 минут. Второй – Луи Пейрон. А «отец-основатель» Филипп Жинто занял достойное 4-е место, отстав от победителя на 4,5 суток.

IMOCA 60' BANQUE POPULAIRE - SKIPPER : ARMEL LE CLEAC'H - VENDEE GLOBE 2012 - LORIENT LE 24/09/2012
IMOCA 60′ BANQUE POPULAIRE – SKIPPER : ARMEL LE CLEAC’H – VENDEE GLOBE 2012 – LORIENT LE 24/09/2012

Vendee Globe 1992-1993
Из четырнадцати заявленных на регату яхт 8 представляли Францию, по одной – Великобританию, Венгрию, Испанию, Италию, Монако и Швейцарию. Однако, как и в предыдущей гонке, финишировали только семь: один венгр, один испанец и французы. Остальные лодки по разным причинам сошли с дистанции (проблемы с килём/парусами, деламинация корпуса, переворот…). Появилась и первая жертва: Найджел Бурже («Nigel Burgess Yachts», Монако) погиб при невыясненных обстоятельствах всего через неделю после старта…
Алан Готье (Alain Gautier), лидируя всю дистанцию, так и пришёл №1. Филипп Пупон его догонял-догонял, но за 1500 миль до финиша лишился мачты, из-за чего финишировал третьим, пропустив вперёд Жан-Люка Ван Ден Хееде (тоже Франция).
К тому времени гонка уже вызывала огромный интерес: в порту Ле Сабль д’Олон победителя встречали более 200 тысяч зрителей!

The Gamesa IMOCA Open 60 skippered by Mike Golding, shown here training offshore as he prepares for the Vendee Globe later this year..Credit: Lloyd Images
The Gamesa IMOCA Open 60 skippered by Mike Golding, shown here training offshore as he prepares for the Vendee Globe later this year..Credit: Lloyd Images

Vendee Globe 1996-1997 
Заявились 23 яхты, но лишь 16 из них стартовали 3 ноября 1996 года: 11 французов, две британские, по одной – из Бельгии, Венгрии и Канады.
Впервые в гонке приняли участие женщины: француженки Изабель Отиссье и Катрин Шабо. Одна лодка шла вне зачёта (Р. Динелли, Франция).
К финишу добрались шестеро: пять французов (в их числе и Катрин Шабо), один британец. Остальные – по-разному… К примеру, Тьерри Дюбуа («Pour Amnesty International») повредил корпус; Тони Баллимор («Exide Challenger») перевернулся, спасён; другие просто сошли с дистанции, не выдержав тяжких погодных условий. Изабель Отиссье («PRB»), хоть и прошла всю дистанцию, была дисквалифицирована из-за вынужденного захода в порт. А Джерри Руфс («Groupe LG2», Канада) пропал без вести, сколько его потом ни искали – Vendee Globe брала свою дань…
Первым на финише снова был француз: Кристоф Оген порадовал новым рекордом – 105 дней 20 часов 31 минута! Но мировую славу добыл британец Пит Госс (его «Aqua Quorum», кстати, была единственным 50-футовиком, самой короткой яхтой в гонке): в жуткий шторм он круто меняет курс и спасает впадающего в кому Рафаэля Динелли; затем, высадив француза на Тасманию, продолжает гонку и даже финиширует пятым. Госса чествовали множеством призов и наград, Жак Ширак лично вручил британцу орден Почётного легиона, «Ридерз Дайджест» выбирает его Европейцем года…

SAILING - PRE-VENDEE GLOBE 2012 - PENMARCH' (FRA) - 24/09/2012 - PHOTO JEAN-MARIE LIOT / DPPI / VENDEE GLOBE - MACIF / SKIPPER FRANCOIS GABART (FRA)
SAILING – PRE-VENDEE GLOBE 2012 – PENMARCH’ (FRA) – 24/09/2012 – PHOTO JEAN-MARIE LIOT / DPPI / VENDEE GLOBE – MACIF / SKIPPER FRANCOIS GABART (FRA)

Vendee Globe 2000-2001 
Правила ужесточены: количество яхтсменов – не более 20 (можно любого пола, но не моложе 21 года); все команды должны быть на старте не позднее 14.10.2000 (в случае опоздания – штраф или снятие с гонки); каждая команда платит вступительный взнос: 60 000 франц. франков.
Теперь к участию в гонке допускаются лишь однокорпусные яхты длиной 50…60 футов (15,24…18,28 м) и осадкой не более 4,5 м. Оргкомитет гонки имел право взять сверх лимита одну-две команды (при условии оплаты ими двойного вступительного взноса), но не более того.
Регата примечательна участием и россиянина, Фёдора Конюхова. Увы, его «Современный Гуманитарный Университет» оказался в числе девяти, сошедших с дистанции. Но в общем же Vendee Globe 2000-2001 получилась на удивление «мирной»: до финишного створа дошло аж 15 лодок (Франция, Италия, Швейцария и Великобритания) – тоже своеобразный рекорд… Первым, фантастически «пробив» отметку ста дней, прибыл «Профессор» Мишель Дежуа (его авторитет среди яхтсменов огромен) – прежнее время улучшено более чем на 12 суток! Однако не меньшую сенсацию сотворила женщина: Элен Макартур (Англия), придя второй, отстала от лидера всего лишь на день!!!

SAILING - PRE-VENDEE GLOBE 2012-2013 - IMOCA 60 - LES SABLES D'OLONNE (FRA) - 10/08/2012 - PHOTO : OLIVIER BLANCHET / DPPI - ALESSANDRO DI BENEDETTO / TEAM PLASTIQUE
SAILING – PRE-VENDEE GLOBE 2012-2013 – IMOCA 60 – LES SABLES D’OLONNE (FRA) – 10/08/2012 – PHOTO : OLIVIER BLANCHET / DPPI – ALESSANDRO DI BENEDETTO / TEAM PLASTIQUE

Vendee Globe 2004-2005
Отныне в гонке участвуют исключительно IMOCA 60, а на дистанции яхты обязаны проходить т.н. «ледовые ворота». Впрочем, это не помешало Марку Ломбару (яхтенный конструктор) поэкспериментировать: две его лодки красовались новаторскими кормовыми скулами. Зато Карен Лейбовичи (одна из двух женщин гонки) вышла к старту на стареньком, 1991 года, кече. (Странно, что её вообще допустили, но – факт).
…Лидеры пересекли экватор на 12-е сутки (рекорд!). Что примечательно – до сих пор никто ничего не сломал, не сошёл с дистанции… Невероятно!
24 ноября. За сутки Алекс Томсон («Hugo Boss») прошёл всего 80 миль… Видимо, обходя антициклон, он чересчур забрал к западу и теперь за это расплачивается. 2-3 лодки дёрнулись было за ним, но вовремя одумались – свернули к югу… А впереди, плавно удаляясь от основной группы, по-прежнему лидирует «французская парочка» – Винсент Риу («PRB») и Жан Ле Кам («Bonduelle»). Так, 26 ноября их отрыв составлял уже 250 миль (Ле Кам впереди).
В Индийском океане началось: в первые дни декабря сходит Томсон (сломан вертлюг гика, пробита рубка); пару недель спустя – Марк Тьерселин (поломка мачты), затем Ролан Журден (крепление киля)…
Ле Кам слишком взял к Кергелену и поплатился – «подарил» Риу 100 миль. К середине декабря Голдинг, Жосс и Журден, вовремя «подсев» на циклон, резво нагнали французов – борьба накаляется, между лидерами всего 6 миль!
Первые дни 2005 года ознаменованы «битвой» на мысе Горн: накативший циклон раскидал лидирующую пятёрку, дав оторваться Риу, Ле Каму и Голдингу на целых 93 мили. Спустя неделю тройка лидеров вошла в doldrums, где снова началось: то Голдинг вырвется вперёд на 1 милю, то вдруг Риу, поймав порыв, оторвётся на 12…
Такая чехарда продолжалась бы и дальше, но тут у Голдинга «летит» грота-фал – прощайте, надежды на первое место… Вплоть до финиша (а это более 2000 миль!) Голдинг борется то с одной, то с другой поломками: шесть раз поднимается на мачту, возится с барахлящим килем… В 52 милях от финиша – последний удар: «Ecover» теряет фальшкиль!!! Но неунывающий Майк, накачав в наветренные танки воды, кое-как выравнивает яхту и таки притаскивает её к финишному створу – наконец-то ВСЁ!!!
Итог борьбы за места на пьедестале:
1-е место – Винсент Риу («PRB», Франция): 87 дней 10 часов 48 минут.
2-е место – Жан Ле Кам («Bonduelle», Франция): 87 дней 17 часов 20 минут.
3-е место – Майк Голдинг («Ecover», Англия): 88 дней 15 часов 15 минут.

VENDEE GLOBE 2012 - GROUPE BEL - SKIPPER : KITO DE PAVANT (FRA) PHOTO : VINCENT CURUTCHET / DARK FRAME
VENDEE GLOBE 2012 – GROUPE BEL – SKIPPER : KITO DE PAVANT (FRA)
PHOTO : VINCENT CURUTCHET / DARK FRAME

Vendee Globe 2008-2009 
6-я регата вышла самой представительной – тридцать IMOCA 60 на старте! Видимо, не последнюю роль сыграл тут и чек с призовой суммой 150 тыс. евро.
Большинство яхт традиционно оказались французскими (21!), среди девяти остальных выделю двух англичанок: Саманту Дэвис и Ди Кафари.
Итак, прямо со старта яхты вошли в лёгкий шторм, который за три дня основательно «проредил» гонку: по разным причинам с дистанции сошло восемь лодок! Среди них и Мишель Дежуа: уже через сутки в его «Foncia» засбоило электроснабжение – довелось вернуться… Но Дежуа в этой гонке явно фартило: яхту его быстро починили, с ветром тоже всё было ОК – с каждым днём «Профессор» неуклонно всё ближе и ближе к «пелетону». А тут ещё штилевые doldrums тормозят и сбивают яхты в «кучу» (28 ноября первую и девятую лодки разделяло менее 42 миль!).
…6 января, в 200 милях к западу от мыса Горн, Жан Ле Кам сообщает, что у него большие проблемы: опасается оверкиля. Связь оборвалась, но через час штаб-квартира гонки приняла сигнал бедствия от КОСПАС/САРСАТ и начинает спасработы: в район бедствия направлены Винсент Риу и Армель Ле Клек (оба находились в 200 милях от места аварии), грузовое судно (в 65 милях…).
Утром самолёт чилийских ВВС обнаружил «VM Matériaux» плавающей вверх днищем, без бульба… Подошедший к ней «Sanangol Kassagie» не наладил связь с Жаном. Три часа маневрировал танкер, безуспешно спуская спасбот, но в конце концов отошёл, уступив место Винсенту Риу («PRB»), подошедшему в 14.21. Тот сразу же притёрся к «VM Matériaux» и стал кричать Ле Каму через корпус…
В 18.10 GMT Ле Кам надел спаскостюм и вынырнул из-под лодки, «PRB» подобрала его лишь с четвёртой попытки, сломав при этом левый аутригер мачты. Армель ле Клек («Brit Air») следует рядом – для подстраховки… Ночью обошлось без происшествий, но, только миновали мыс Горн, на «PRB» падает мачта. Риу, как и Ле Кам, покидает гонку и буксирует яхту в ближайший порт. На дистанции осталось 12 IMOCA 60 – 40% от стартовавших.
29 января всё-таки теряет бульб Ролан Журден и берёт курс на Азоры.
01.02.2009 в 15.11 GMT финишировал Мишель Дежуа (на прохождение 28 303 миль он затратил 84 дня 3 часа, идя со средней скоростью 14 узлов). Для одного все испытания позади, 10 остальных продолжают бороться.
9 февраля Марк Жильмо («Safran») сообщает об утере яхтой фальшкиля. Полный решимости прийти к финишу, Жильмо заполняет наветренные баки и чуть рифится. Море благосклонно: мелкая зыбь, ветер 12-13 узлов…
И 16.02.2009 в 01.21 GMT Жильмо финишировал! Фактически четвёртым. Однако оргкомитет учёл 82-часовую задержку, когда Марк, ожидая спасателей, дежурил у борта травмированного Яна Элли. В итоге Жильмо третий, а Саманта Дэвис, проиграв ему по исправленному времени всего 1 час 19 минут, – четвёртая…

SAILING - SAVEOL - PRE VG 2012-2013 - 07/09/12 - PORT-LA-FORET (FRA) - PHOTO VINCENT CURUTCHET / DPPI - ONBOARD VIEW - SKIPPER SAMANTHA DAVIES (FRA)
SAILING – SAVEOL – PRE VG 2012-2013 – 07/09/12 – PORT-LA-FORET (FRA) – PHOTO VINCENT CURUTCHET / DPPI – ONBOARD VIEW – SKIPPER SAMANTHA DAVIES (FRA)

Vendee Globe 2012-2013

Седьмая по счету Гонка стартовала 10.11.12. Почти со старта лидерство захватили Армель Ле Клеаш, Франсуа Габар и Бернар Штамм. Штамм с дистанции сошел из-за неполадок электрогенераторов, а первым пришел Франсуа Габар, на три часа опередив Армеля Ле Клеаша. Таким образом был установлен новый рекорд прохождения вокруг света, он составил 78 дней 2 часа и 16 минут. Алекс Томсон тоже имел шансы уложиться в “магические” 80 дней, но предпочел подстраховать на дистанции Жан-Пьер Дика, яхта которого осталась без киля за две с половиной тысячи миль до финиша. Габар на дистанции установил еще один рекорд: за сутки он преодолел 534 мили

SAILING - PRE-VENDEE GLOBE 2012-2013 - LORIENT (FRA) - 25/08/2012 - PHOTO JEAN MARIE LIOT / DPPI / VENDEE GLOBE - AERIAL VIEW - MAITRE COQ / SKIPPER JEREMY BEYOU (FRA)
SAILING – PRE-VENDEE GLOBE 2012-2013 – LORIENT (FRA) – 25/08/2012 – PHOTO JEAN MARIE LIOT / DPPI / VENDEE GLOBE – AERIAL VIEW – MAITRE COQ / SKIPPER JEREMY BEYOU (FRA)

Филипп Женто
Родился и вырос на Мадагаскаре, в юношестве полюбил дайвинг. И, даже переехав с родителями во Францию, он без колебаний выбирает профессию подводного сварщика – давняя пристрасть, но теперь уже на профи-уровне. Коллеги-сварщики вспоминают Женто не только как «крутого» подводника (вспомним лишь его погружение на глубину «за пятьсот», долго остававшееся рекордным!), но и незаурядного технаря, способного разобраться в любой «железке».
Параллельно будничным погружениям Филипп всерьёз увлечён яхтингом. Но он настолько сжился с экстримом, что томные уик-энды, изредка проводимые на приятельском круизере, выдерживает лишь из вежливости – Женто куда увлекательнее бешеная регата либо длительный поход на яхте! Что он и делает: собственными руками сваривает стальную лодку и, сказав всем «Адью!», на целых два года уходит в плавание по морям-океанам…
Казалось бы – радуйся, иди на собственной яхте, куда душа пожелает!.. Но что-то Филиппу не так, чего-то ему не хватает. А тут ещё Бернар Муатисье со своей свежеизданной «Long Solo Course»: прочитав его книгу, Филипп вообще потерял покой…

filipp-zhanto-1024x640

В конце концов, не видя другого выхода, он обратился к товарищу, протиравшему в Credit Agricole не последнее кресло, и изложил тому идеи относительно участия в BOC Challenge (теперь это VELUX 5 Oceans). И чудо свершилось: банк выдал Филиппу денег на постройку гоночной яхты. Но и это ещё не всё: вопреки всем ожиданиям, Филипп не только добрался до финиша, но и рекордно выиграл гонку: более 30 000 миль – всего лишь за 159 дней!!!
Годом спустя были неудачный OSTAR, затем – Quebec-St.Malo 1984, где Филипп побивает планку «500 миль/сутки». Параллельно участию в гонках Женто на паях с Рене Бернаром в 1985 г. основывает яхтенную верфь Jeantot Marine (кто не знает великолепные катамараны Privilege?!). Далее – победа в Бресте (Grand Prix). Затем – BOC Challenge 1986/1987, которую филиппова Agricole III выигрывает с рекордными «134 дней 5 часов 23 минуты 56 секунд».
Воодушевлённый блистательной победой, Филипп выигрывает и вторую гонку, берёт третье место в третьей… И хоть ярких финишев больше не было, Женто по-прежнему знаменит, он уже кавалер ордена Почётного легиона.
В 1989 году Филипп задумывает Vendee Globe. «Если кругосветку одиночек с промежуточными остановками сравнивают с восхождением на Эверест, то такая же гонка, но без заходов – это Эверест без кислорода!» – с запалом вещал Филипп потенциальным меценатам, не без иронии намекая на British Oxygen Company – генерального спонсора BOC Challenge.
Филипп легко «нашёл» деньги, организовал старт в родном городе и даже сам пошёл в первую гонку, заняв в итоге 4-е место.
Но вдруг Жанто оставляет гонки и полностью переключается на свои катамараны и Jeantot Marine. Однако здесь у него не так гладко, как в яхтинге: за неуплату налогов вскоре его приговаривают к штрафу и двум годам тюрьмы. А в 1996-м Филипп и вовсе распродаёт остатки акций, полностью теряя контроль над верфью…

 

ПОЛНЫЙ СПИСОК УЧАСТНИКОВ РЕГАТЫ ЭТОГО ГОДА МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ.

Источники  ФАРВАТЕРПОД ПАРУСОМitВoat.

Comments:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *